Ко мне подходят люди, иногда, со слезами на глазах, и говорят:
« Наверное, вы правы, и я не
живу так. Я не наслаждаюсь Богом. И я не чувствую себя перед Ним, как перед
Большим каньоном ранним утром. Я не восхищаюсь Им, как сверхновой звездой. Я
просто встаю по утрам и иду на работу. Я просто даже не знаю того, о чём вы
говорите. Мой опыт общения с Богом не похож на то, о чём вы говорите».
Так как, часто возникает простой вопрос: «Как вы боретесь за радость?
А что, если я не жажду Бога?
Что, если я не наслаждаюсь Богом?» Я поясню, что я подразумеваю и
что не подразумеваю под борьбой за радость.
1. Борьба за радость – это борьба за радость в Боге, а не борьба за радость вообще.
Стремление к радости, к которому я призываю, борьба за
радость – это борьба за радость именно в
Боге, а не в чём-то другом. Само ощущение радости для меня ничего
не значит, если только она не сфокусирована на внешнем объекте, внешней реальности,
которую я не создавал, которая просто есть. От этой реальности никуда не уйти,
и это слава Божья.
Клайв Льюис – как много он мне помог в этом вопросе! Не
знаю, читали ли вы его автобиографию под названием «Настигнут радостью». Очень рекомендую. Эта
книга, в основном, посвящена тому, что стремление к радости, которое есть у
каждого, должно иметь целью не ощущение, а Бога и радость в Боге. Итак, вот,
что он говорит: «К своему
величайшему изумлению, я понял, что заблуждался… когда считал, будто объект
желания – Радость. Сама по себе Радость как феномен моего сознания не имела
никакой цены, ценным было лишь то, по отношению к чему она была желанием.
Совершенно очевидно, что объектом желания не могло быть какое-то состояние
моего ума или тела. <…>…Я спросил себя: «А может, я желаю Радости?» – и,
наклеив на нее ярлык «эстетического переживания», решился ответить
утвердительно. Но и этот ответ не выдержал сколько-нибудь длительного
испытания. Радость неизменно отвечала мне: «Я – тоже желание, желание чего-то
иного, вне тебя, а вовсе не стремление к какому-то состоянию твоей души». Борьба за радость – это борьба за
радость в Боге. Это так важно!
«Стремление к Богу» и «Стремление к радости в Боге».
«Почему мы должны стремиться к
радости в Боге? Почему бы просто не сказать: “Стремитесь к Богу?”» Для этого есть 3
причины.
Первая причина – не я придумал это, это – Божья идея. Во Второзаконии 28:47-48 содержится одно из самых пугающих предупреждений в Библии. Оно звучит так: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему». Бог так сильно заботится о том, чтобы люди стремились к радости в Нём, что, если они служат Ему без этой радости, то будут служить своим врагам. Вот как Бог-Ревнитель относится к вопросу нашего стремления к радости. Поэтому не я придумал все эти заповеди: «Утешайся Господом». «Радуйтесь всегда в Господе». Так говорит Библия.
Вторая причина: Бог
прославляется через наше радостное переживание Его, а не просто через
размышление о Нём.
У дьявола
было больше богословски правильных помышлений о Боге за последние двадцать
четыре часа, чем будет у вас за всю оставшуюся жизнь. Согласны ли вы с этим? Я
да. Я считаю его исключительно умным, и он знает Бога досконально. Но он
ненавидит то, что знает. Проблема сатаны заключается не в доктрине, а в
наслаждении! Поэтому мы не спасемся, наполнив голову правильными мыслями . И
это само по себе не прославит Бога. Я надеюсь, вы знаете, что я хорошо подкован
в доктрине. Но вот что я скажу по этому поводу: причина, по которой я всю свою
радость нахожу в Боге , заключается в том, что все правильные мысли о Боге в
мире не сравнятся с правильностью мыслей сатаны о Боге, однако при этом он ещё
и ненавидит Бога.
Третья причина: люди
обычно не сознают своего безнадёжного положения перед Богом – как я думаю –
пока они не начнут оценивать свои сердца в свете требования радоваться в Боге.
По большей части проповедь о Законе – и я считаю это хорошим делом –
представляет Закон просто как список правильных дел – не убивай, не
прелюбодействуй, не кради – но не касается сути десятой заповеди, которая
представляет коренную причину нарушения всех остальных заповедей: «Не пожелай
ничего, что у ближнего твоего». Сильное
желание. Именно желание представлено в Законе коренной проблемой человека.
Поэтому когда мы проповедуем, то очень немногие люди исследуют свою совесть и
сердце в таком ключе: Чем ты наслаждаешься? Что ты хочешь смотреть по
телевизору, когда вечером придёшь домой? Чем ты обычно занимаешься в свободное
время? К чему твоё сердце подсознательно влечёт? Вот что по-настоящему осуждает нас. Не
прелюбодеяние. Я имею в виду, что не требуется большой силы воли, чтобы не лечь
в постель с другой женщиной. Но не иметь желания посмотреть на картинку!
Желания – вот что ведет к осуждению. Знать о том, что моему сердцу требуется
перемена, что должна измениться моя мотивация и вся моя система ценностей. Я
проклят! Я ничего не могу поделать! В свете этого обвинения я ощущаю себя
полностью беспомощным.
Вот поэтому, я думаю, что мы не должны говорить просто: «Стремись к
Богу». Потому что знаете ли вы, что
люди сделают со словами «Стремись к Богу, стремись к Богу, стремись к Богу?» Они просто подставят вместо них другие глаголы,
удобные для них: «Я буду читать о Нём. Я буду думать о Нём. Я сделаю что-нибудь
для Него. Только не касайтесь моего сердца. Только не говорите, что я люблю деньги
и славу человеческую». Поэтому не связывайте слова «Стремись к Богу» с понятием
«Стремись к радости в Боге», иначе у меня будут проблемы.
При этом, я полностью согласен с Льюисом – "мы должны искать Бога, в определенном
смысле . Не обвинять Его, не пренебрегать Им, не просто говорить правильные
вещи о Нём". Мы должны искать Бога, чтобы наслаждаться Им. И если мы не делаем
этого, то мы не прославляем Его. Это очень, очень важный вопрос. Моя цель – Бог
и счастье во всём, чем Он является для меня.
Джон Пайпер
Конференция: «Когда я не жажду Бога:
как бороться за радость»
Другие материалы конференции: